Смотреть: Закон Республики Казахстан О противодействии коррупции
Закон
Республики Казахстан
О противодействии коррупции
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2017 г.)
См: Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 113-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции»
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе
Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:
1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, — лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А»;
2) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений»
3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, — государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу;
4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, — лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;
5) конфликт интересов — противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий;
6) коррупция — незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;
7) антикоррупционная политика — правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом;
8) антикоррупционные ограничения — ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;
9) противодействие коррупции — деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;
Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
10) уполномоченный орган по противодействию коррупции — центральный исполнительный орган в сфере государственной службы и противодействия коррупции и его ведомство, их территориальные подразделения, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан и координации в сфере противодействия коррупции;
11) коррупционное правонарушение — имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;
12) коррупционный риск — возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
13) предупреждение коррупции — деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:
1) законности;
2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гласности и прозрачности;
4) взаимодействия государства и гражданского общества;
5) системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
6) приоритетного применения мер предупреждения коррупции;
7) поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.
Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции
1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;
2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;
3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;
5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья 6. Система мер противодействия коррупции
Система мер противодействия коррупции включает:
1) антикоррупционный мониторинг;
2) анализ коррупционных рисков;
3) формирование антикоррупционной культуры;
4) выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов;
6) финансовый контроль;
7) антикоррупционные ограничения;
8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;
9) меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства;
10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;
11) сообщение о коррупционных правонарушениях;
12) устранение последствий коррупционных правонарушений;
13) формирование и публикацию Национального доклада о противодействии коррупции.
Статья 7. Антикоррупционный мониторинг
См.: Правила проведения антикоррупционного мониторинга
Статья 8. Анализ коррупционных рисков
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.17 г. № 86-VI (см. стар. ред.)
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора.
К проведению внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченный орган по противодействию коррупции вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия коррупции.
По результатам внешнего анализа коррупционных рисков государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции.
1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;
2) досудебного производства по уголовным делам;
3) производства по делам об административных правонарушениях;
4) правосудия;
5) оперативно-розыскной деятельности;
6) уголовно-исполнительной деятельности;
7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.
Типовой порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры
Статья 10. Антикоррупционные стандарты
См.: Методические рекомендации по разработке антикоррупционных стандартов (Агентство по делам государственной службы Республики Казахстан и противодействия коррупции, 2016)
Статья 11 вводится в действие с 1 января 2020 года
С 1 января 2016 года до 1 января 2020 года статья действует в редакции статьи 27 настоящего Закона
Статья 11. Меры финансового контроля
1) декларацию об активах и обязательствах;
2) декларацию о доходах и имуществе.
1) лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
2) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
3) должностные лица и их супруги;
4) лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги.
лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, — является основанием для отказа в регистрации или отмене решений о регистрации;
лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, — влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
1) занимающие политические государственные должности;
2) занимающие административные государственные должности корпуса «А»;
3) депутаты Парламента Республики Казахстан;
4) судьи Республики Казахстан;
5) лица, исполняющие управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора.
Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Сведения, указанные в части второй настоящего пункта, размещаются службами управления персоналом (кадровыми службами) государственных органов, организаций, Парламента Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан на их официальных интернет-ресурсах.
Примечания.
См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений»
Статья 12. Антикоррупционные ограничения
1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;
2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
4) принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.01.16 г. № 446-V (см. стар. ред.)
1) самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения имущественных или иных благ;
2) заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или) реализации паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем пяти процентов от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг;
3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители в течение тридцати календарных дней со дня их назначения на должности обязаны передать в доверительное управление в порядке, установленном законами Республики Казахстан, принадлежащие паи инвестиционных фондов, облигации и акции коммерческих организаций, приобретенные до назначения их на должности.
Статья 14. Недопустимость совместной службы (работы) близких родственников, супругов или свойственников
Примечание. В настоящем Законе под близкими родственниками понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками — братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).
Статья 15. Конфликт интересов
Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать следующие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
1) отстранить лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;
2) изменить должностные обязанности;
3) принять иные меры по устранению конфликта интересов.
Статья 16. Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства
1) установления организационно-правовых механизмов, обеспечивающих подотчетность, подконтрольность и прозрачность процедур принятия решений;
2) соблюдения принципов добросовестной конкуренции;
3) предотвращения конфликта интересов;
4) принятия и соблюдения норм деловой этики;
5) принятия мер по формированию антикоррупционной культуры;
6) взаимодействия с государственными органами и иными организациями по вопросам предупреждения коррупции.
Статья 17. Национальный доклад о противодействии коррупции
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
Глава 3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 18. Субъекты противодействия коррупции
К субъектам противодействия коррупции относятся:
1) уполномоченный орган по противодействию коррупции;
2) иные субъекты противодействия коррупции — государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица.
Статья 19. Антикоррупционная служба
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
Статья 20. Компетенция уполномоченного органа по противодействию коррупции
Уполномоченный орган по противодействию коррупции осуществляет следующие функции:
1) разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции, а также принятие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
2) выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора, в соответствии с настоящим Законом;
3) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан рекомендации по минимизации и устранению причин и условий возникновения коррупции в деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
4) ежегодное внесение в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан Национального доклада о противодействии коррупции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) мониторинг исполнения государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, вынесенных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков;
6) осуществление мониторинга реализации имущества, конфискованного по уголовным делам о коррупционных преступлениях и приобретенного на средства, добытые преступным путем, как правило, с последующим опубликованием информации о его обращении в доход государства;
7) изучение и распространение положительного опыта противодействия коррупции;
8) выработка предложений по совершенствованию образовательных программ в сфере формирования антикоррупционной культуры;
9) содействие и оказание методической помощи субъектам противодействия коррупции в реализации образовательных программ по антикоррупционному образованию и воспитанию, информационной и разъяснительной деятельности, исполнению государственного социального заказа, направленного на формирование антикоррупционной культуры;
10) взаимодействие с другими государственными органами, физическими и юридическими лицами по основным направлениям деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции;
11) участие в подготовке проектов международных договоров по вопросам противодействия коррупции, взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам противодействия коррупции, участие в пределах своих полномочий в деятельности международных организаций;
12) иные функции, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.
Статья 21. Полномочия уполномоченного органа по противодействию коррупции
1) запрашивает у государственных органов, организаций и должностных лиц информацию и материалы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) в случаях выявления нарушения законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции принимает меры в установленном законодательством порядке по их устранению;
3) определяет порядок проведения антикоррупционного мониторинга;
Пункт 1 дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 06.04.16 г. № 484-V
3-1) составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
4) осуществляет иные права, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
1) проводить анализ практики оперативно-розыскной и следственной деятельности, досудебного расследования по коррупционным преступлениям;
2) по имеющимся в производстве уголовным делам подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;
3) изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
4) использовать изоляторы временного содержания, следственные изоляторы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
5) вносить государственным органам, организациям или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представления о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушений закона в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
6) исключен в соответствии с Законом РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
7) требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита и оценки от уполномоченных органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
8) совершенствовать формы и методы борьбы с коррупционными преступлениями, определять стратегию и тактику оперативно-розыскной деятельности, вырабатывать и реализовывать меры по повышению ее эффективности;
9) в соответствии с законодательством Республики Казахстан создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение возложенных на нее задач, организовывать исследование в ходе досудебного расследования, производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством;
10) конвоировать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
11) осуществлять иные полномочия, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.
Статья 22. Полномочия государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц по противодействию коррупции
Статья 23. Участие общественности в противодействии коррупции
Физические лица, общественные объединения и иные юридические лица при противодействии коррупции применяют следующие меры:
1) сообщают об известных им фактах совершения коррупционных правонарушений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) вносят предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции;
3) участвуют в формировании антикоррупционной культуры;
4) осуществляют взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и уполномоченным органом по противодействию коррупции;
5) запрашивают и получают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов информацию о деятельности по противодействию коррупции;
6) проводят исследования, в том числе научные и социологические, по вопросам противодействия коррупции;
7) проводят разъяснительную работу в средствах массовой информации и организуют социально значимые мероприятия по вопросам противодействия коррупции.
Статья 24. Сообщение о коррупционных правонарушениях
Положения настоящего пункта не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, которые подлежат ответственности в соответствии с законом.
Глава 4. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Статья 25. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг
Статья 26. Недействительность сделок, договоров, актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Закона
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 30.11.16 г. № 26-VI (введено в действие с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.)
1) статьи 11, которая вводится в действие с 1 января 2020 года;
2) исключен в соответствии с Законом РК от 30.11.16 г. № 26-VI (введено в действие с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.)
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.11.16 г. № 26-VI (введены в действие с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.)
«Статья 11. Меры финансового контроля
декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;
сведения о:
вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций;
трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;
названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя.
декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;
сведения о:
вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;
трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;
названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) и превышающих тысячекратный размер месячного расчетного показателя.
Примечание. Под членами семьи лица, являющегося кандидатом на службу в специальный государственный орган, в настоящем пункте признаются супруг (супруга), совершеннолетние дети и лица, находящиеся на его иждивении и постоянно проживающие с ним.
Сведения, составляющие служебную тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 18 ноября 2015 года
№ 410-V ЗРК